Tour de Film

Международное фестивальное агентство

АВРОРА

 

Интервью с Джо Мерис, режиссером фильма
#9 АВРОРА | AURORA

******************************************************

Вы говорили, что этот фильм 25 лет пролежал «заднем кармане штанов». Расскажите об этом подробнее. Как возникла эта идея?

Да. Он пролежал у меня в заднем кармане штанов примерно 25 лет. Очень странно сейчас об этом вспоминать. И сценарий, и предварительный дизайн, и раскадровку я сделала уже очень давно. А когда принесла эскизы продюсеру, реакция была... если вкратце, «нам это не интересно».

Такое бывает. Каждому фильму нужен правильный продюсер, a это был явно не их фильм. Но, оглядываясь назад, мне кажется,  надо было его снимать именно тогда. Некоторые истории стоит придержать, чтобы они стали такими, какими должны быть. Я тогда была очень молодой. Кто знает, смогла бы я тогда его снять так, как надо.

Меня не очень смутила эта первая критика, но фильм я всё-таки отложила. Впрочем, постоянно к нему возвращалась. Я знала, что продюсер был неправ, и что-то в этом фильме есть. Первая версия, конечно, была немного шероховата, но самое главное в ней уже было. Я знала это, я верила в это, и пусть они думают, что хотят.

Так он и лежал годами в заднем кармане штанов. Иногда мне казалось, что есть возможность его снять, я доставала, смотрела и клала обратно. Пока, наконец, пару лет назад я не достала его окончательно, и решила, что пора снимать. И вот он, фильм. Я очень счастлива, что всё так получилось. А Даррен... Боже, он просто гений. Он написал прекрасную музыку. Он очень точно понял, что нужно для фильма, и, когда он первый раз сыграл мне её, я думала, у меня сердце разорвётся на кусочки.

"Аврора»задумывалась как фильм для детей?

 Да, я всегда считала, что это история для девочек. Даже ещё точнее, для девочек, которые любят лошадей. Я была уверена, что это моя единственная аудитория. Но, когда я, наконец, взялась за фильм, мои студенты заметили, что я над чем-то работаю по вечерам, и упросили меня дать им взглянуть. Я мало кому его показывала. Думаю, первая реакция на фильм 25 лет назад до сих пор не изгладилась из памяти, и мне не хотелось, чтобы кто-то видел его недоделанным. Когда ты занимаешься творческой работой, зерно сомнения может мгновенно укорениться. Но людям, которым я показала фильм, он понравился. И я задумалась, не получилась ли у меня более универсальная история.

Когда фильм был уже готов, я как-то общалась с отличными парнями из гаражной группы. Они знали, что я закончила работать над фильмом. Мне только хотелось переписать свой голос, он был записан не очень качественно, а у одного из парней была звукозаписывающая студия в гараже. Так что я показала им фильм. Дала им ай-пад и ушла, в полной уверенности, что это не моя аудитория и фильм им не понравится.

Но эти крутые рокеры хихикали весь фильм, и в конце началось: «Подождите минутку... - Ты плачешь! - Я не плачу!». И потом они мне сказали: «Джо, это охрененно красиво!»

Меня это очень порадовало, я подумала: так, хорошо, если панки что-то для себя нашли в моём фильме, значит он не только для маленьких девочек.

Почему Вы считаете, что фильм обращается в равной степени и к взрослым и к детям?

Думаю, потому что это универсальная история. Она про любовь. Это то, что нас всех связывает. Не важно, кто ты, ребёнок или гопник из панк-группы. Мы все когда-то любили. И нам всем приходилось сталкиваться с последствиями.

Анимация в фильме самая простая, рисованная от руки. Почему Вы решили выбрать такой стиль, а не хай-тек анимацию в стиле, например, Пиксара?

Боже мой, нет, только не это! Да, мой рисунок не хай-тек, но ни в каком другом стиле фильм бы просто не работал. Если бы мои персонажи выглядели как лошади из фильма «Спирит: Душа прерий» 90-х годов, или «Мой маленький пони», или как компьютерная анимация Пиксара, отполированная до блеска, это был бы перебор. От такой сладости зрители будут массово впадать в диабетическую кому и умирать.

Я понимала, что это мой эстетический выбор, и сделать его надо сразу. Визуальный ряд мне виделся немного грубоватым. Мне хотелось зацепиться за ностальгию по детству, сделать что-то похожее на детскую книжку. Но это должно было выглядеть немного грубее, чтобы зритель мог сфокусироваться на истории, а не отвлекаться на визуальные эффекты.

Первые наброски были больше похожи на рисунки маленького ребёнка - девочка и лошадь, они играют и спят под яблоней. У меня где-то сохранились эти рисунки. Как только я зарисовала своих персонажей, я поняла, что сделала правильный стилистический выбор. До этого я сняла ещё один фильм в похожем стиле, я тогда только что получила диплом, и я помню, как весело мне работалось. Когда не нужно корпеть над каждой деталью, анимация может быть такой свободной!

Впрочем, это совсем не значит, что фильм получился быстро. Всё-таки каждый кадр рисуется от руки, и я не срезала углы, передвигая рисунки. Мне хотелось, чтобы, несмотря на простоту рисунка, у персонажей был соответствующий вес и движения как у живых существ. Так что это была осознанная и очень аккуратная работа.

На какую реакцию зрителя вы надеетесь?

Я просто надеюсь, что им понравится. Надеюсь, что им будет радостно. Или грустно, но по-хорошему. Надеюсь, фильм отзовётся чем-то родным, ностальгическим. И напомнит им, что такое быть ребёнком, быть невинным и любить в первый раз. И, если они любили и теряли, я надеюсь, фильм даст им надежду. Или успокоение.

О ФЕСТИВАЛЕ И ПРОГРАММЕ: manhattan short 2021

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
vk.com/tourdefilm | www.facebook.com/tourdefilm

Международное фестивальное агентство «Тур де Фильм»:
Пресс-служба: tourdefilm@gmail.com